whatsapp
Комиссар-партизан
Комиссар-партизан

Комиссар-партизан

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует исторический проект «Народные мстители». Проект посвящён 80-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне и роли партизанского движения в истории Отечества.

«Осталось девять человек»

Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы;
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.

Уроженец Ижевска, бывший директор совхоза Александр Сабуров, назначенный комиссаром 4-го батальона особого назначения войск НКВД, вступил в войну уже во время обороны Киева и сразу же угодил в окружение. Батальон был сформирован 12 августа 1941 года, главным образом из слушателей курсов УИТЛК (управление исправительно-трудовых лагерей и колоний), и состоял из молодых милиционеров, о военной службе имевших лишь отдалённое представление. В жестоком бою у Ирпени батальон был разгромлен, в живых остались лишь девять бойцов во главе с комиссаром.

Лесами долго пробирались на восток, пытаясь выйти к своим. Но фронт был уже далеко, просочиться через боевые порядки группы армий «Центр» представлялось нереальным. Сабуров как старший офицер принял решение переходить к партизанской деятельности. Даже со своими скудными припасами. Благо по тем же лесам на восток пытались уйти многие советские окруженцы. Их маленький отряд принимал в свои ряды.

После фактического развала Брянского фронта в ходе немецкого наступления на Москву окруженцев в лесах оказалось в изобилии. До такой степени, что командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Хайнц Гудериан написал в своих мемуарах: «4-го октября в тылу группы армий впервые обратила на себя внимание деятельность партизан».

Отряд Сабурова быстро набирал силу и начал активную деятельность на Брянщине и Сумщине. В его состав были включены и другие мелкие отряды.

19 ноября 1941 года — налет на немецкий гарнизон на станции Зерново. 27 ноября — нападение на инженерное подразделение гитлеровцев. 2 декабря — разгром полицейского гарнизона в Красной Слободе. 8 декабря — похищение оккупационной администрации в райцентре Суземка и т. д.

Умелые действия партизан позволяли с минимальными потерями наносить немцам ощутимый ущерб, а эффективность этих действий вызвала понимание и поддержку со стороны местного населения. Постепенно на Брянщине создавался собственный сабуровский партизанский край.

Немцы пытались суровыми карательными мерами навести порядок у себя в тылу, но доставалось главным образом не партизанам, а мирным жителям. На вопрос одного из них, чем вызваны такие страшные репрессии, эсэсовец отвечал: «Брянский лес заражен партизанской болезнью, и сам фюрер приказал его оздоровить, проветрить чистым воздухом германской империи».

Однако, «чистый воздух» оказался напрочь испорченным разгромом вермахта под Москвой, в чём и была понятная заслуга партизан.

Самоорганизация отрядов и их способность к активной вооружённой борьбе создали у руководства страны и армии понимание, что партизанская деятельность в германском тылу жива и играет заметную роль в общем успехе (одно время в этом были сомнения, из-за чего часть отрядов разбежались либо были уничтожены). Поэтому партизанам требуется уделять повышенное внимание, координировать усилия и организовывать снабжение.

В сводках ГКО начали мелькать отчёты о партизанской работе.

2 января 1942 года нарком НКВД Лаврентий Берия подготовил сообщение № 768 в ГКО и Генштаб о боевой деятельности партизан. В нём говорилось: «В районе Трубчевск — Суземка Орловской области действуют партизанские отряды под руководством комиссара одного из истребительных батальонов г. Киева т. Сабурова, взявшего под свое командование два местных и два харьковских партизанских отряда общей численностью 151 человек.

Партизанские отряды т. Сабурова провели ряд операций в тылу противника:

1. 27 декабря т. Сабуров сообщил, что на участке железной дороги Зерново — х. Михайловский ежедневно идут поезда с военным грузом, награбленным имуществом и ценностями.

Партизанскими отрядами проведены операции, в результате которых движение поездов на указанном участке железной дороги прекращено.

2. НКВД УССР были получены сведения об отходе частей противника через Севск Орловской области на Новгород-Северский Черниговской области и через Трубчевск Орловской области на Гомель.

Т. Сабурову были даны указания дезорганизовывать и задерживать отход германских войск по указанным направлениям, сбрасывать их с дорог, уничтожать транспорт и истреблять живую силу.

Партизанские отряды минировали дорогу Брянск — Трубчевск, в результате чего были уничтожены 8 грузовых автомашин с немецкими солдатами и офицерами. Противник прекратил движение по этой дороге.

В настоящее время партизанские отряды принимают меры к минированию грунтовых дорог (на направлении) Брянск — Почеп, по которым отходят части противника.

По донесению т. Сабурова, его отрядами уничтожено много представителей фашистской администрации в Суземском районе Орловской области и изъяты мука и скот, приготовленные для отправки в Германию».


Если завтра в поход

В феврале 1942 года отряд Сабурова освободил крупный город Трубчевск, а в марте командиру самого успешного отряда имени 24-й годовщины РККА поручили возглавить объединённые партизанские силы региона. К нему присоединили Донецкий и Червоный отряды, отряд Хильчицкого района, им. Хрущева и «За Родину» (1800 бойцов всего). С такими силами можно было решаться на большие дела, но в то же время была опасность неоправданного обнаружения.

«Нам нужна своя партизанская территория прежде всего потому, что это дает возможность защитить какую-то часть населения от грабежей и убийств, — говорил Сабуров. — Такие районы становятся убежищем и притягательным местом, куда идут люди со всех сторон. Получается двойная услуга: мы защищаем местных жителей, а они помогают нам, снабжают всем, чем богаты, дают приют, ухаживают за ранеными».

Сабуров делал ставку на манёвренность своего объединения, поэтому немцам крайне сложно было ему противодействовать — тыловые подразделения вермахта сосредотачивались на охране крупных населённых пунктов и железной дороги. В мелких поселениях имелись лишь полицейские группы из коллаборантов, но их боеспособность была сомнительной. К тому же многие полицаи сотрудничали с самими партизанами.

Интересно, как обосновывал в беседе со Сталиным мудрый тактик Сабуров причину взятия партизанами крупных населённых пунктов, понимая, что долго их удержать всё равно не получится: «Районные центры и города мы берём не для того, чтобы их удерживать. Нас интересует другое. Во-первых, в городах, как это было при операции по взятию Ямполя, всегда имеются большие продовольственные базы. Во-вторых, даже одна только попытка нападения на тот или иной город создает реальную опасность гибели фашистских чиновников, и это не может не вызвать нервозность и панику в стане врага. Не желая умирать от партизанской пули, коменданты, гебитскомиссары и другие начальники оккупационных войск стремятся держать вокруг себя многочисленный гарнизон в ущерб охране железных дорог и мелких населенных пунктов. А это только на руку партизанам».

Оккупационными властями Украина была разделена на семь так называемых генеральных округов. В седьмой округ полностью входили Сумская и Черниговская области, управление округа находилось в Чернигове. В распоряжении генерального комиссара кроме воинских и полицейских подразделений при городских и районных комендатурах находилась целая охранная дивизия. Но к тому моменту она была скована активными действиями других партизанских объединений под командованием Ковпака и Федорова.

Поход Сабурова на Черниговщину и далее за Днепр должен был облегчить это давление и растащить полицейские силы немцев. С другой стороны, нужно было поднимать на борьбу население и этих регионов. Не только сабуровцы, сразу пять партизанских соединений отправились в рейды.

«Семнадцать ночей — шестьсот километров. Мы форсировали реки, брали города и районные центры, захватывали базы противника и неудержимо шли на Житомирщину, на Украину, — писал командир в мемуарах. — Позади, в брянских лесах, остался партизанский край. В районах, освобождённых от оккупантов, вновь возродились колхозы, сельсоветы, райкомы партии. Там остались наши товарищи партизаны. Они надежно оберегали эту частицу родной советской земли, захваченную, но не покоренную врагом... А впереди нас ждала Житомирщина. Там по решению ЦК партии предстояло создать такой же партизанский край.

Мы отдыхали днём и шли ночами. Высылали вперёд разведку, минировали все большие дороги, которые предстояло пересечь, чтобы противник не мог ударить по нас сбоку, разорвать колонну на части. К нам переходили венгры, румыны. Мы принимали их, и никто не подвёл в боях».

Прорыв сабуровцев за Днепр сделал их наиболее боеспособной силой в этом краю, сам Сабуров возглавил Житомирское партизанское соединение, а с ноября 1942 года и штаб партизанского движения в Житомирской области. Снабжало партизан боеприпасами и амуницией командование Брянского фронта.

Успехи крупных партизанских соединений вызвали интерес руководства ГКО и лично Сталина, пригласившего в Москву Сабурова, Сидора Ковпака и брянского партизана Михаила Дуку.

Именно в ходе этой встречи командирам удалось добиться того, чего не получалось у Центрального штаба партизанского движения — обзавестись собственной транспортной авиацией. Военные категорически отказывались предоставлять партизанам «крылья» из-за необходимости бортов для нужд фронта, но для связи и обеспечения партизан нужны были самолёты.

Сталин распорядился предоставить в распоряжение партизан 101-й авиаполк дальнего действия под командованием знаменитой лётчицы, подполковника Валентины Гризодубовой. За короткое время полк наладил «воздушный мост» с наиболее крупными партизанскими соединениями.

С 15 октября 1942 года по 15 сентября 1943 года было совершено 1862 ночных вылета, в том числе 300 — с посадкой на партизанских аэродромах в тылу противника. Были доставлены 1371 тонна грузов, 103 тонны продовольствия, 1519 человек. Самолетами полка эвакуированы 3105 раненых партизан, детей, 52 сбитых лётчика на территории, оккупированной противником.

Налаживание бесперебойного снабжения теперь позволяло партизанам совершать более осмысленные и продуманные рейды вглубь оккупированной территории. Так соединение Сабурова прошло с боями 7 тысяч км по тылам врага, уничтожив более 36 тысяч солдат и офицеров противника, пустив под откос свыше 350 железнодорожных составов с боеприпасами и живой силой врага. В его составе сражались партизаны Польши, Чехословакии, Венгрии.

Именно подразделения Сабурова первыми начали бои с отрядами бандеровцев Адама Рудыки в Ровенской области ещё в ноябре 1943 года.


Поделиться:
Логотип ЕвроМедиа