whatsapp
Партизанский спецназ
Партизанский спецназ

Партизанский спецназ

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует исторический проект «Народные мстители». Проект посвящён 80-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне и роли партизанского движения в истории Отечества.

Особая группа

Широкое партизанское движение на оккупированных территориях было важным фактором в Великой Отечественной войне и серьёзной угрозой тылового обеспечения вермахта.

Однако, массы слабо подготовленных к ведению боевых действий, безусловно, героических мужчин, женщин, стариков и подростков, готовых отдать за Родину свою жизнь, всё же не могли реализовывать особо тонкие, требующие наличия специальных компетенций задания. Сказывались предвоенные ошибки ликвидации целой системы подготовки партизанских кадров, обученных в начале 30-х годов и «обкатанных» на гражданских войнах в Китае и Испании.

С неудачным началом Великой Отечественной войны пришлось навёрстывать упущенное, а местами даже начинать всё заново. Включая вызволение из ГУЛАГа оказавшихся там старых разведчиков и инструкторов диверсионной войны.

Новая структура возникла 5 июля 1941 года при наркоме НКВД на базе 1-го (разведывательного) управления под названием Особая группа для организации разведывательно-диверсионной работы на территории, временно оккупированной немецко-фашистскими войсками. Её возглавил старший майор Павел Судоплатов и его заместитель майор Наум Эйтингон. Группе была подчинена формирующаяся Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД (ОМСБОН), в состав которой включались в первую очередь спортсмены (легкоатлеты, штангисты, пловцы, боксёры, борцы, лыжники, стрелки и др.), уже обладавшие необходимыми навыками для проведения специальных заданий. Из них формировался партизанский спецназ, который либо для конкретных акций (Зоя Космодемьянская, Владимир Молодцов, Николай Михайлашев, Алексей Ботян и др.), либо для долговременной работы (отряды Дмитрия Медведева, Станислава Ваупшасова и др.) забрасывался во вражеский тыл.

Партизанский спецназ

Непосредственно вблизи линии фронта свою партизанскую школу — Оперативно-учебный центр Западного фронта при ЦК КП(б) Белоруссии в Мозыре — 18 июля 1941 года создал уже заслуженный специалист по диверсиям и минному делу полковник Илья Старинов. Первый набор составил 400 человек.

В центре готовили диверсионные группы и отряды по разложению тыла противника, причём, учитывая особенности современной войны.

Старинов вспоминал: «Выпускники школы овладевали основами партизанского дела твёрдо. Им постоянно напоминали: гитлеровская армия полностью зависит от доставки пополнений, боеприпасов и вооружения из глубокого фашистского тыла, партизаны могут массовыми диверсиями парализовать вражеский транспорт, оставить вражеские соединения на фронте без боеприпасов и горючего. Диверсии рекомендовалось производить по возможности вдали от населённых пунктов, жители которых помогают партизанам. Объяснялось, кстати сказать, что массовость диверсий — самый надежный способ заставить врага отказаться от жестоких репрессий против мирного населения.

Часть подготовленных нами организаторских и диверсионных групп и часть партизанских отрядов, формировавшихся в районах, которым угрожало фашистское нашествие, оставляли тогда на местах. Другие отряды перебрасывали через линию фронта».

Настоящий фанат минного дела Старинов лично участвовал в разработке опытных образцов различных модификаций мин (противопоездную мину он собрал уже в первые дни войны). Его минёры были одними из лучших на фронтах Великой Отечественной, а сами взрывные устройства — непостижимыми для немцев (с колёсными замедлителями, дистанционным управлением, часовыми механизмами и пр.).

Старинов настолько хорошо поставил минную службу в Украинском штабе партизанского движения, что его результаты стали выдающимися. Если в 1942 году украинские партизаны (без Старинова) пустили под откос всего 202 эшелона, то в 1943 году (со стариновскими минами) — уже более 3,5 тысячи. Всего же за эту войну под руководством Ильи Старинова партизанами и диверсантами было организовано 256 подрывов мостов и пущено под откос более 12 тысяч эшелонов врага.

Партизанский спецназ

Вражеский тыл

Для проекта «Народные мстители» всё же принципиально важно понять тонкую грань между диверсантами, заброшенными в тыл оккупантов для выполнения особых заданий, и людьми со специальной подготовкой, ставших «партизанским спецназом» и действующих в тесной связке с партизанами. Первых мы всё же не можем в полной мере называть партизанами, хотя они и действовали партизанскими методами.

Вторые же были полноценными «народными мстителями», встроенными в структуру партизанского движения. Таким, к примеру, был Станислав Ваупшасов, человек с 20-летним партизанским опытом Гражданской войны, деятельности во «Всходних кресах» (украинских и белорусских воеводствах Польши в 20-е годы), в Испании, Финляндии и др.

Под псевдонимом «майор Градов» он возглавил спецотряд «Местные» (32 человека) из состава бригады ОМСБОН, который лыжным ходом забросили за 800 км по снегам на территорию Логойского района Минской области.

«Наша бригада чем-то напоминала мне Пятый полк испанской республиканской армии, — вспоминал он. — Оба имели переменный состав, только в Пятом полку формировались крупные воинские части, а в бригаде небольшие оперативные и диверсионные группы, часто в тыл врага забрасывались и одиночные бойцы — всё зависело от состава боевой задачи. Главной нашей целью было ведение глубокой разведки, помощь партизанскому движению и подпольным организациям. К нам прибывали нередко совсем неподготовленные люди, мы их обучали многим важным вещам — стрельбе, топографии, минно-подрывному делу, прыжкам с парашютом, самообороне без оружия, радиотехнике, шифровке, вождению автомобиля и мотоцикла. Существенное внимание уделялось военно-политической подготовке бойцов. Их готовили к агитационно-пропагандистской работе среди населения временно оккупированных территорий».

Ваупшасов признавался, что перед заброской ему честно сказали: «Если доведешь половину отряда до Минска, будешь герой». Сохранил почти всех (было всего двое раненых), а по дороге присоединились ещё полтора десятка добровольцев.

За два года боёв во вражеском тылу партизанский спецназ Ваупшасова совершил 57 крупных диверсий (42 в Минске), пустив под откос 187 вражеских эшелонов. Спецназовцы практиковали новую тактику нападений на поезда. Бойцы «Градова» одними из первых ввели новую тактику: они ставили на эшелон три мины вместо одной и подрывали их одновременно, поражая весь состав. А после взрыва добивали эшелон пулемётами, гранатами, бутылками с горючей смесью. Подкрепления врагам отсекали, повреждая рельсы.

Летом 1943 года диверсанты Ваупшасова устроили засаду на рейхскомиссара Белоруссии Вильгельма Кубе, перебив несколько десятков человек из его охраны, но сам палач ушёл. Его ликвидировали уже в сентябре, установив мину с часовым механизмом (изобретение Старинова) у него дома под кроватью.

Партизанский спецназ

Классическим партизанским спецназом был отряд особого назначения № 058 ГРУ капитана Дугербия Узденова, обеспечивающий прикрытие легендарному советскому разведчику и диверсанту Николаю Кузнецову и его радистке Африке де Лас Эрас Гавилан (в ГРУ и ОМСБОНе служило множество испанцев, немцев, болгар, поляков и др.) в Ровенской области. Попутно спецназовцы пустили под откос множество вражеских эшелонов, уничтожили 25 мостов, около 150 танков и БТР, более 200 артиллерийских орудий, большое количество другой боевой техники, складов, железнодорожного полотна, линий связи противника. Совершили налёт на фашистский концлагерь в городе Корец, освободили узников и за их счёт увеличили свой отряд до 100 бойцов.

О подвигах разведчика-диверсанта Николая Кузнецова, действовавшего по документам обер-лейтенанта Пауля Зиберта, известно многим. Уникальный спецназовец, сумевший в совершенстве овладеть немецким языком, легко входить в доверие офицерам вермахта, за счёт чего лично ликвидировал 11 высокопоставленных генералов и функционеров оккупационной администрации рейхскомиссариата «Украина» (в их числе глава юридического отдела, оберфюрер Альфред Функ, заместитель рейхскомиссара по финансам Ганс Гель, командир контрпартизанского подразделения генерал-майор Макс Ильген, руководитель управления администрации Пауль Даргель (тяжело ранен) и др.).

Кроме того, Кузнецову удалось установить и своевременно передать в центр информацию о готовящемся немецком наступлении в районе Курской дуги, обнаружить местонахождение ставки Гитлера «Вервольф» под Винницей, раздобыть и переправить в центр план минирования Львова. Город, который немцы при отступлении планировали взорвать, был спасен советскими войсками от разрушения.

Сам диверсант был «приписан» к партизанскому отряду «Победители» Дмитрия Медведева и действовал в самом плотном контакте с «лесом». Туда он поставлял разведданные, оттуда получал задание и необходимую информацию. Так что по сути разведчик Николай Кузнецов тоже по праву является заслуженным партизаном Великой Отечественной.


Поделиться:
Логотип ЕвроМедиа