whatsapp
Врата жизни

Врата жизни

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует исторический проект «Народные мстители». Проект посвящён 80-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне и роли партизанского движения в истории Отечества. 


Встречное движение

Разгром вермахта в битве под Москвой принёс с собой один важный эффект для партизанского движения. В ходе наступательных Ржевско-Вяземской и Торопецко-Холмской операций зимы-весны 1942 года советские войска Калининского и Западного фронтов сумели не только освободить Московскую, Тульскую, часть Смоленской и Калининской областей, но и вбить клин в стык немецких групп армий «Север» и «Центр». Клин вонзился в лесную и болотистую местность между Велижем и Усвятами с почти непроходимыми трясинами (Ивановский мох, Чёрный мох, Большой мох, Липовый мох и Малый мох), куда фашисты и без того не рисковали соваться. Клин разрезал Псковщину и Смоленщину, почти упираясь своим концом в белорусский Витебск. Вбивали его совместными усилиями наступавшей с востока 259-й стрелковой дивизии полковника Афанасия Лапшова и наступавшие навстречу с запада белорусские партизаны.

«Толщина» клина достигала 40 км. Его северный фас прикрывали болота, южный — река Западная Двина и густые чащи.

К апрелю 1942 года наступательный порыв советских фронтов иссяк, ресурсов для продвижения вперёд уже не было. Сил вермахта также не хватало на ликвидацию клина — «северяне» генерал-полковника Георга фон Кюхлера сдерживали в блокаде Ленинград и пытались деблокировать Демянский котёл, куда угодил 2-й армейский корпус генерала пехоты Вальтера фон Брокдорф-Алефельдта. Группа армий «Центр» зализывала раны после провала операции «Тайфун» и была не в состоянии штурмовать бессмысленные в стратегическом отношении болота.

Патовая ситуация на фронте привела к появлению такого многомесячного позиционного казуса, как незакрытое горлышко бутылки, которое одна из сторон не могла заткнуть, а другая расширить. В то время, как через это горло, названное «Витебскими» или «Суражскими воротами», в обе стороны с 10 февраля по 28 сентября 1942 года существовало свободное перемещение людских масс. Через эти «ворота» с запада на восток были эвакуированы до 200 тысяч мирных жителей (в большинстве белорусских евреев) и раненых, с востока на запад прошли более 170 диверсионных групп (около 3000 человек).

Так политрук Николай Киселёв из отряда «Мститель» в течение месяца вывел через «ворота» 218 евреев из Долгинского гетто, которым грозило уничтожение. Это стало поводом для присвоения ему в 2005 году израильским Институтом катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» почётного звания «Праведник народов мира» и сюжетом для съёмок художественного фильма «Праведник».

«Факт создания «Витебских ворот» противник поначалу проигнорировал. Так получилось, что они образовались как раз на стыке зон ответственности групп армий «Север» и «Центр» в лесистой и болотистой местности, и, по-видимому, никто из их командования не решился в лютые морозы брать эту территорию под свой контроль, — отмечает главный хранитель фондов Витебского областного музея Героя Советского Союза М. Ф. Шмырева Денис Яковлев. — Захватчиков, скорее всего, устраивало такое положение дел, так как после неуспешного наступления 249-й стрелковой дивизии и 51-й стрелковой бригады советские войска больше не пытались здесь их атаковать и фронт не двигался, стоял на месте».

Через «ворота» партизанам доставлялись оружие, боеприпасы, медикаменты, типографии, печатные машинки, радиостанции (более 150 штук), взрывчатка, оснащение и специалисты для организации более 50 скрытых аэродромов в районе базирования партизанских отрядов.

В эту «партизанскую республику» в июле 1942 года были переброшены конный отряд «Боевой» интенданта 2-го ранга Алексея Флегонтова, объединившего в партизанскую бригаду «За Родину» отряды «Красное знамя», «Пламя», имени Сталина и 752-й. Сюда же передислоцировали отряды комсомольцев Новосибирска, Омска (отряд «Сибиряк»), Москвы (отряды имени Сергея Лазо и имени Н. Ф. Гастелло), отряды «Бесстрашный», «Мститель», «Гроза», «Быстрый», а также группы литовских и латышских партизан.

Хозяйство батьки Миная

С севера «Суражские ворота» растворила и держала 4-я ударная армия, а с юга (по правому берегу Западной Двины, в 35 км от Витебска, с рейдами до окраин Витебска и Городка) их подпирала 1-я Белорусская партизанская бригада под командованием бывшего директора льнофабрики Миная Шмырёва. Благодаря её активным действиям удалось освободить от оккупантов девять сельсоветов Суражского и семь сельсоветов Меховского районов, отдельные территории Витебского и Городокского районов. В итоге здесь была создана первая в Витебской области Суражска-Городокская партизанская зона площадью свыше 1600 кв. км.

Минай Шмырёв (ветеран Первой мировой, три Георгиевских креста) свой отряд создал ещё 9 июля 1941 года из 25 рабочих фабрики. Под его командованием только к осени партизаны провели 27 боев, подорвали 8 мостов, а 10 сентября на три дня заняли районный центр — посёлок Сураж, разгромив немецкий гарнизон.

Это вызвало ряд карательных акций в отношении партизан. За голову Шмырёва была назначена награда в 50 тысяч оккупационных марок, дом, земельный участок, корову и лошадь. Но никто не польстился на эти посулы. Тогда 22 октября 1941 года фашисты бросили в тюрьму сестру, тёщу и четверых детей Миная, которых он не успел спрятать: Лизу (14 лет), Сергея (10 лет), Зину (7 лет) и Мишу (3 года).

Было объявлено, что их отпустят, если Минай добровольно сдастся новым властям. Но старшая дочь Лиза, уже понимавшая, что живыми их не выпустят, ухитрилась передать из застенка записку отцу. В ней говорилось: «Папа, за нас не волнуйся, никого не слушай, к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, то ты за нас отомстишь».

4 месяца детей держали в застенке, а 14 февраля 1942 года все члены семьи батьки Миная были казнены. После этого партизанский командир жил только одним желанием — мстить. Именно его усилиями была создана вторая по счёту партизанская бригада Белоруссии (первая в январе 1942 года под командованием Фёдора Павловского появилась в Полесье) из 7342 бойцов, благодаря чему стало гораздо легче координировать действия разрозненных отрядов.

Под его командованием партизаны бригады нападали на вражеские гарнизоны и опорные пункты в деревнях Малая Любщина, Большая Любщина (в мае 1942 года), Смоловка (август 1942 года) Суражского, Пунища (декабрь 1942 года) Витебского районов, подорвали нефтебазу и уничтожили склады с зерном в Городке (май 1942 года). Нанесли удары по железным и шоссейным дорогам Витебск — Городок, Витебск — Полоцк, по водной коммуникации на реке Двина, захватили катер и моторную лодку противника (май 1942 года), сорвали судоходство по Двине в навигацию 1942-43 годов.

Кроме того, Минай Шмырёв занимался у себя в тылу и чисто хозяйственными заботами. Сразу после появления «Суражских ворот» рачительный Шмырёв взялся за восстановление экономической составляющей освобождённого и разорённого района. Так в деревне Пудоть сразу же была восстановлена деятельность картонной фабрики, директором которой Шмырёв работал одно время. Важен был не картон, а фабричные производственные мощности и нужные для партизан виды продукции.

«В её слесарном цехе разместилась оружейная мастерская, — вспоминал командир. — Она изготавливала ротные и батальонные миномёты и мины. Уже первая партия миномётов в количестве 12 штук показала их хорошие боевые качества. Столярный цех готовил телеги, сани. Кузнечный цех работал по ремонту телег, машин для колхозов, ковке лошадей. Лесопильный цех проводил распиловку досок. Мукомольный цех перерабатывал зерно на муку и крупу. Ежедневно 4-8 автомашин муки и крупы отправлялись частям советской армии. Работали пекарня, маслозавод, которые удовлетворяли нужды партизан и частично населения. Работали также кожевенная, сапожная и швейная мастерские. Продукция, в основном, шла на нужды партизан. Часть её передавалась советской армии. Мастерская по изготовлению лыж выполняла только заказы для армии. В деревне Заполье работала больница, оказывающая помощь партизанам и местному населению. Ещё в мае была налажена телефонная связь. При помощи телефонистов советской армии из кабеля, собранного партизанами, была проложена телефонная линия, связавшая все отряды и штаб… На территории зоны демонстрировался фильм «Разгром немцев под Москвой».

Координацию усилий и связь с «Большой землёй» через «ворота» осуществлял ещё один легендарный партизан Владимир Царюк («дядя Володя»).

Из доклада германской полиции безопасности и СД от 12 июня 1942 года о партизанской деятельности в Белоруссии: «Крупные партизанские группы ведут активные действия в районах Березино, Бобруйска, Гомеля, Почепа, Ширгатино, Витебска, Лепеля, Суража... Эти партизанские группы развили большую активность... В ряде областей партизаны установили советскую власть и создали постоянные управления...»

Более того, партизаны Витебщины ухитрялись снабжать не только себя, но и Красную Армию. По подсчётам историков, за время деятельности «Суражских ворот» на восток через них было переправлено 1600 тонн зерна, около 10 тысяч тонн картофеля и прочего продовольствия, а также свыше 6000 голов крупного рогатого скота, овец и свиней, 2500 лошадей, фураж.

Тогдашний секретарь ЦК КП(б)Б и начальник Белорусского штаба партизанского движения Пётр Калинин подтверждал: «Больше всех продовольствия для Красной Армии доставляли партизаны Суражского и соседних с ним районов. Они смело нападали на немецкие обозы, захватывали их склады с зерном и фуражом. Только отряд И. И. Петрова весной 1942 года отбил у фашистских заготовителей около десяти гуртов овец и крупного рогатого скота. Активно выполняли задание ЦК Компартии Белоруссии по снабжению советских войск отряды Д. Ф. Райцева, Д. Т. Короленко и другие... Помощь Красной Армии продовольствием каждый из нас считал важнейшей задачей».

Иными словами, в партизанской зоне усилиями Шмырёва были воссозданы полноценные властные органы и налажена экономическая деятельность. За это хозяйственного командира партизаны уважительно величали «батька Минай».

«Заприте ворота»

Немцы не раз предпринимали усилия для ликвидации «ворот». Только зимой 1942-43 годов немцам пришлось бросить против партизан 10 охранных дивизий, 11 пехотных и кавалерийских бригад, 1 горно-стрелковый корпус, которых так не хватало на фронте.

Именно на участке 1-й Белорусской партизанской бригады и других отрядов этой зоны были сосредоточены основные силы карателей (Минай Шмырёв был отозван на работу в ЦШПД в ноябре 1942 года). Сюда были направлены усилия фашистских операций «Клетка обезьяны» (декабрь 1942 года), «Зимний лес» (январь 1943 года), «Соломенный мешок» (февраль 1943 года), «Шаровая молния» (февраль 1943 года), «Громовой удар» (март 1943 года), «Майская гроза» (май 1943 года).

По данным белорусских историков, наиболее тяжёлой для партизан оказалась операция «Шаровая молния»: общая численность гитлеровцев — 36 тысяч солдат и офицеров с поддержкой самолётов и 10 бронемашин под общим руководством командира 201-й охранной дивизии генерал-майора Альфреда Якоби.

В кольце фашистов оказалось 9 тысяч партизан и более за 20 тысяч местных жителей. Патриоты стремились контратаками помешать противнику сконцентрировать силы и захватить плацдарм на берегах рек, что окружали партизанскую зону. Самоотверженно вели бои с карателями, пробивались группами через тесные цепи врага, часто в рукопашной схватке. Количественной состав бригады достигал 1500-2000 партизан. В боях с противником бригада понесла тяжелые потери. Только во время карательных операций с 14 февраля по 19 марта 1943 года бригада потеряла 669 человек (убиты 110, ранены 52, пропали без вести 224, вышли в советский тыл 98, вошли в состав других бригад и отрядов 185 человек).

Показателем успешности партизанских действий стал тот факт, что 23 февраля 1943 года в ходе операции «Шаровая молния» (Kugelblitz) на их сторону перешла значительная часть 825-го татарского батальона, который вермахт сформировал в составе коллаборационистского легиона «Идель-Урал» из числа советских военнопленных.

Восстание под руководством командира штабной роты Хусаина Мухамедова началось накануне немецкого наступления, объединило 557 человек, которые связались с партизанами, строем пришли в лес и на 26 подводах привезли значительное количество оружия и боеприпасов.

В том числе и благодаря им партизанам удалось прорвать окружение и выйти из-под немецкого удара.


Поделиться:
Логотип ЕвроМедиа